Как научить экономике школьника?

ekonom-vospitanie.jpg

На дворе лето и школьные каникулы. Но жизненный процесс не отдыхает, как и нет покоя родителям, которые беспокоятся о полноценном развитии своих детей.

Поразмышляем, как научить экономике своего ребенка, даже если он школьник?

Экономическое воспитание в семье направлено на развитие у ребенка таких качеств, как бережливость, дисциплинированность, предприимчивость, творческое отношение к труду, разумных личных потребностей. При этом экономическое воспитание может касаться всех сфер деятельности человека: сферы потребления, обмена и распределения (покупка предметов в магазине, обращение с вещами, взаимоотношения по поводу собственности и денег и т.п.).

Результатом экономического воспитания ребенка, является сформированные экономически значимые качества личности, положительные мотивы, находящие отражение в процессе практической деятельности, учении, игре при выборе способов достижения поставленных целей. Кроме того, это ряд умений и навыков, экономические интересы, потребности.

Такой простой пример. День рождения у ребенка. Сколько уходит сил и энергии во время подготовки к этому дню?

Дети, как правило, просят родителей уйти из дома. Часто остается горький осадок. Как лучше поступить? Прежде всего, поймем, что день рождения ребенка – это не просто праздник. Это День вашего ребенка! И он должен надолго его запомнить. А чтобы это произошло, к подготовке праздника обязательно должен быть подключен сам ребенок. Обсудите с ребенком, как он хочет отметить этот день. Обязательно привлеките его к закупке продуктов, приготовлению угощения. Но не это главное. Дайте волю фантазии ребенку и помогите отобрать реальное для проведения праздника. Мы во многом недооцениваем своих детей, считая, что ничего стоящего они не могут придумать. Не менее привлекательна, чем праздник, подготовка к нему: это настоящее творчество, годе сочетается ребячья фантазия, трудовые умения, желание принести близким людям радость.

Особого внимания в экономическом воспитании детей в семье заслуживает проблема – организация трудовой деятельности. Практика свидетельствует, что большинство взрослых считает хозяйственно-бытовой труд настолько примитивным, что ему не стоит обучать детей. Придет время, сами научатся. Однако то, что является простым для взрослых, выглядит довольно сложным для детей, особенно младшего и среднего возраста. Например, уборка квартиры, уход за одеждой, приготовление обеда требуют как определенных знаний, так и практического опыта. А есть ли необходимость приучать детей к контролю и учету своей деятельности? Ответ однозначен. Для того чтобы воспитать ответственность, расчетливость, деловитость, необходимо научить видеть просчеты, ошибки, недостатки.

Задачи, связанные с различной хозяйственной деятельностью, родителям приходится решать ежедневно, ежечасно. Необходимо взять за правило привлекать к планированию, подготовке и осуществлению этих работ своих детей. Тогда для них намного легче станет будущая самостоятельная жизнь и трудовая деятельность. Для этого родители определяют постоянные трудовые обязанности детей, продумывают вместе с ними режим дня, организуют обучение детей рациональным приемам и способам выполнения трудовых операций, осуществляют систематический контроль за качеством выполнения порученных дел.

Теперь поговорим о семейном бюджете. Доходы семьи складываются не только из непосредственно получаемой членами семьи платы за труд, но и денежные выплаты из общественных фондов потребления (пенсии, стипендии, пособия на детей). Итак, составляем бюджет семьи на месяц. Выбираем свободное время, каждый член семьи начинает считать. Прежде всего, учтем доходы. После этого можно приступить к планированию расходов. Учтем, прежде всего, расходы, происходящие ежемесячно и не зависящие от нас. Пусть каждый член семьи на своем листке напишет перечень ваших расходов и их величину. Эти записи покажут, насколько члены семьи осведомлены о величине платежей. Для детей подобные расчеты – хорошая школа семейной экономики.

3..jpg

Рациональное ведение семейного бюджета является необходимым условием семейного благополучия, благоприятного психологического климата, так как удовлетворение потребностей происходит без ссор и размолвок. Именно через привлечение детей к распределению семейного бюджета формируется у них экономическое мышление и поведение, воспринимаются и осмысливаются ребенком реальные положения экономической жизни, воспитываются разумные потребности и умение пользоваться деньгами.

4 июля 2017 г. 11:09:51 353